Эксклюзив

Томас Рукас: Мы с братом считаем себя русскими

Автор
АВ
Антон Волков
Читать 14 мин

Томас Рукас, по сути, живет в самолетах вместе с другими игроками «СКА-Хабаровск». Но он не жалуется. Говорит, что уже привык и хочет остаться в клубе. Хотя мечта поиграть в РПЛ еще осталась, а вот в Европу 27-летний защитник уже не собирается.

В эксклюзивном интервью «РБ Спорт» Рукас рассказал, почему не заиграл в «Зените» и «Ростове», выступил за расширение РПЛ и рассказал, как его родственники в Литве относятся к тому, что он выступает в России.

— «СКА-Хабаровск» идет в середине таблицы Первой лиги. Что мешает включиться в борьбу за выход в РПЛ?
— Такая задача действительно была, скрывать не буду, но это футбол: где-то наши осечки, когда мы должны были выигрывать и упускали очки.

— Почему так получилось, что у «СКА-Хабаровск» второй год проблемы с подогревом поля?
— На этот вопрос я не могу ответить. Мне кажется, это лучше спросить у руководства.

— Может, вам как-то объясняли?
— Объясняли, что не успевали в срок подготовить поле.

— Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев возглавляет попечительский совет «Амура», пристально следит за хоккеистами. А как с футболистами? Ходит на ваши матчи?
— Если брать матчи в Хабаровске, он постоянно приходит. Думаю, в любом случае губернатор тоже заинтересован в команде, чтобы она прогрессировала в Первой лиге. И хочет, чтобы «СКА-Хабаровск» все равно вышел в Премьер-лигу. Такая задача стояла и стоит, а мы, игроки, все усилия для этого приложим. Можно говорить все, что угодно, но нужно делать свою работу – побеждать в каждой игре и тогда уже смотреть в турнирную таблицу.

— А были какие-то встречи команды с губернатором?
— Перед сезоном он приходил на командную фотосессию, желал всем удачи, говорил, что болеет, переживает. Поприветствовал нас, а мы его. Он и на хоккейные игры постоянно ходит, и на футбол приходит. Видно, что человеку интересен в принципе спорт. Поэтому в Хабаровске он развивается. Надеюсь, что все будет хорошо.

— Вы с лета 2022 года играете за «СКА-Хабаровск»? За полтора года уже успели привыкнуть к длинным авиаперелетам?
— В принципе, летать привыкли. На мне это сильно не сказалось, потому что я долгое время играл в Сибири. Там тоже были непростые перелеты. Да и, в принципе, все команды ФНЛ, не побоюсь этого слова, живут в самолетах. Потому что Россия большая. И, как мы знаем, Первая лига у нас считается лучшей лигой мира.

В плане адаптации, наверное, сложнее сыграло то, что все равно совершенно другой часовой пояс. Даже не так самолеты пугали, как это. Я сам из Петербурга. Условно, мои родители просыпаются, а я им пишу сообщение «доброй ночи». В этом плане было очень тяжело.

Томас Рукас

— Это да, разница с Хабаровском – семь часов.
— Когда возвращаешься из центральной части России, сложно перестраиваться на сон. Ты засыпаешь в пять утра, просыпаешься в 3 часа дня, идешь на тренировку, вот и день закончился.

— Как с этим бороться?
— Просто по прилете, когда возвращаешься в Хабаровск, ты терпишь до вечера. Условно, занимаешься своими делами. Как правило, это у нас восстановительный день: ты идешь там на всякие процедуры и так далее. Часов в 9-10 вечера уже местного времени ты ложишься, и вот у тебя уже полноценная ночь, когда ты спишь и просыпаешься рано утром.

На самом деле, за полтора года поначалу было тяжело, а сейчас уже адаптировался. В этом плане нет проблем. Единственное, что сейчас мы с октября не были в Хабаровске. Как вернулись, было чуть тяжело. Все-таки полгода сказались. А когда ты постоянно играешь дом - выезд, дом - выезд, ты к этому привыкаешь. Как и у многих футболистов, у нашей команды нет проблем. Первый месяц мучаешься, а потом уже привыкаешь.

— Как вы переносите полеты?
— Обычно нам везет, потому что мы, например, сыграем и остаемся в городе, ночуем, отдыхаем и на следующий день улетаем. Конечно, было бы тяжелее, если бы ты сыграл игру и сразу лететь… Я в основном смотрю фильмы, потому что спать в самолетах вообще никак не получается. Постоянно на восемь часов либо книжку беру почитать, либо смотрю какой-нибудь сериал или фильм. Весь полет у меня проходит либо с планшетом, либо с книгой.

— Был такой перелет, после которого вы сказали: «Слава богу, что приземлились»?
— Перед домашней игрой с «Енисеем» нас полгода не было в Хабаровске. Как только приземлились, я, как всегда, помолился и сказал, что быстрее бы уже адаптироваться. Матч был уже через три дня.

— Имею в виду, когда в самолете трясет или какие-то другие нештатные ситуации.
— Это постоянно у меня. Я очень сильно боюсь турбулентности. Такое очень часто происходит на долгих рейсах: ты вроде летишь нормально, а потом либо посреди, либо в конце начинает трясти. В такие моменты прямо неприятно.

Одно дело, когда ты летишь Москва – Питер. Один час. Чуть потрясло, ты даже не понял, может, еще самолет набирает высоту. А другое дело, когда ты летишь 3,5 часа. Вроде все нормально, а потом посреди полета как начнет трясти, что прям, ну, до дрожи. Бывали такие рейсы.

— Ваш контракт со «СКА-Хабаровск» истекает летом 2024 года. Был уже разговор о его продлении?
— Я разговаривал с агентом. Как я понял, клуб заинтересован в этом. Не знаю, получится или нет, я об этом не думаю. У нас осталось 6 финалов (разговор был перед матчем с «Ленинградцем». — Прим. «РБ Спорт»).

— А вы хотите остаться?
— Желание есть. Что будет дальше, посмотрим. Не могу сейчас ответить на этот вопрос со 100-процентной уверенностью.

— За время, что вы играете в Хабаровске, был к вам интерес от клуба РПЛ?
— Даже не знаю, честно. Скорее всего, нет. На какие-то слухи внимания никогда не обращал. Если был бы интерес, в любом случае агент об этом мне бы сказал. Как минимум он бы промотивировал меня и сказал: «Работаешь в правильном направлении». А раз таких разговоров не было, значит, и не было предложений соответственно.

— Вы играли в Испании и Португалии. Нет желания снова попробовать себя в Европе?
— Всегда есть желание в таких странах играть. Потому что у меня есть хороший опыт. Но я думаю, что все мы реалисты. Годы идут. Сейчас сложнее уехать в Европу, нежели тогда, когда мне было 18-22 года.

— То есть вы уже для себя закрыли эту страницу?
— Не то что закрыл. Просто реально смотрю на вещи. Если рассматривать вторую лигу Испании, я бы сказал: нет. В первую лигу Испании я бы поехал даже в низшие команды. Там в плане футбола совершенно другой подход. У меня есть с чем сравнивать. И еще невероятно в плане жизни.

— Что вы имеете в виду?
— Комфорт, все улыбаются. В плане работы тебя всегда поддерживают и никто не гнобит. Если человек ошибается, там напишут, что он имеет право ошибаться. Многие мои знакомые играли за границей и до сих пор играют. Виталий Лысцов вернулся в Португалию. У него есть опыт, когда он уехал туда в 18 лет. Сейчас ему уже 29, и он вернулся в Португалию. Он говорит, что спустя 7-8 лет ты чувствуешь эту разницу.

— А в России меняется что-то в этом плане?
— Меняется. Это все заметно, но все равно есть личности… И вы тоже сами об этом знаете. Скажем так, работа такая – кого-то похвалить и кого-то также унизить. Это нормально, к этому все уже привыкли.

— Как ваши родственники в Литве относятся к тому, что вы играете в России? Не призывают уезжать?
— У меня из родственников только папа там сейчас живет. Помню, с отцом был разговор, чтобы мы играли за сборную Литвы и взяли литовские паспорта. Отец категорически отказался.

— Почему?
— Потому что мы с братом родились в России и он считает, что мы не имеем права отказаться от этих паспортов ради какой-то выгоды сыграть за сборную. А сейчас мы с ним постоянно на связи. Это такой чуть политический вопрос, но я считаю правильным ответить на него. Отец поддерживает нас в первую очередь и переживает только за нас. Это нормально. Неважно, какой национальности человек и так далее. А что касается нас с братом (защитник Андрюс Рукас также выступает за «СКА Хабаровск». — Прим. «РБ Спорт»), мы считаем себя русскими. Мы здесь родились. Что у нас такие имена и фамилии, всякое бывает.

Владислав Радимов

— Давайте поговорим про ваш питерский период. Вы были три года в системе «Зенита». Был шанс подняться в главную команду?
— Шансы были, конечно. В последние полтора года при Владиславе Николаевиче (Радимове. – Прим. «РБ Спорт») я регулярно играл в «Зените»-2, был капитаном, вице-капитаном. Когда тренерский штаб главной команды спрашивал у него, кого привлекать к тренировкам, мне давали такой шанс. Я много раз тренировался с главной командой. Даже при Семаке выходил на замены в товарищеских играх на «Газпром-Арене».

В официальных матчах было тяжело, потому что там играли футболисты совершенно другого уровня по отношению ко мне – Иванович, Ракицкий. Сложно было с ними конкурировать. Мне удалось «повариться» в «Зените», чемпионе страны, — в любом случае это опыт для меня. Я благодарен «Зениту» за это.

— Вы вспомнили Радимова. Можно ли сказать, что с ним вы выросли как игрок?
— Мне, в принципе, в карьере везло, что у меня всегда тренеры очень именитые. От каждого, с кем я работал, брал только положительное. Ни у одного тренера не взял какой-то негатив, либо шел на спад в плане тренировочного процесса. Когда я перешел из «Енисея» в «Ростов», мне не удалось дебютировать за команду. Но с каждой тренировкой я чувствовал, что прибавляю. Мне сам Валерий Георгиевич (Карпин. — Прим. «РБ Спорт») об этом говорил. Он постоянно подходил и говорил: «Ты работаешь, к тебе вообще нет никаких вопросов». Не удалось дебютировать за «Ростов», значит, мало работал либо просто слаб был или выглядел как-то не так, как ему хотелось бы.

Валерий Карпин

— На Карпина не было обиды, что он не дал вам шанса?
— Нет, вообще не было обиды. Я просто занимался своим любимым делом и ждал шанса. В плане общения все хорошо было. Он сам по себе коммуникабельный человек. На контакт шел. Тут уже другой разговор, почему я не закрепился. Всегда футболист должен спрашивать с себя. Значит, просто где-то не дожал, где-то был слаб в каких-то моментах.

— Вы еще надеетесь поиграть в Премьер-лиге?
— Конечно, это мечта каждого футболиста. Я работаю для этого. Если бы этой мечты не было, смысл тогда вообще в футбол играть?

— Сейчас снова заговорили про расширение Премьер-лиги до 18 команд. Это нужно?
— Я считаю, что да. Интереснее будет и командам Первой лиги. И в Премьер-лиге будет интереснее чемпионат. Мы знаем, что еврокубки для нас закрыли. Чем больше игр, тем интереснее.

— За кого сейчас болеете в чемпионской гонке в РПЛ?
— Честно сказать, я — воспитанник «Зенита» и всегда болею за «Зенит», если говорить про российские клубы. Но лукавить не буду. Хочется, чтобы «Краснодар» стал чемпионом, потому что Галицкий очень много делает для этого. Мне хочется, чтобы он наконец-таки взял это чемпионство, видя, как работает «Краснодар», начиная с Академии и заканчивая главной командой, с такой инфраструктурой, с таким стадионом и с такими болельщиками. И все шансы у них есть. Сейчас «Зенит» сделал осечку с «Рубином». Гонка действительно очень серьезная. Надеюсь, что в этом году «Краснодар» станет чемпионом. Если говорить, как есть. Лукавить не буду.

ФК "Зенит"

— Вы согласны с мнением, что смена чемпиона пойдет на пользу РПЛ?
— Думаю, да. Как минимум и «Зенит» это взбодрит, потому что все-таки пять раз подряд стать чемпионом, может быть, и у них уже, скажем так, нет какой-то мотивации. А для других команд это мотивация в том плане, что ничего невозможного нет. Можно обыграть «Зенит» не только в одной игре чемпионата, но и стать чемпионом. В начале чемпионата многие говорят: «Ну, кто у нас будет чемпионом?» Сразу ответ – «Зенит». А «Краснодар», если станет чемпионом, сделает такой неожиданный подарок для всех. В первую очередь для себя.

— На ваш взгляд, «Зенит» держится на первом месте только за счет денег или еще какие-то есть факторы?
— За счет футболистов, конечно же. Почему там хорошие игроки? У команды есть бюджет и высокие задачи. Конечно, «Зениту» проще стать чемпионом, потому что много хороших исполнителей. Если сравнивать составы чемпионата России, у «Зенита» очень сильная команда по фамилиям.

— Насколько важен тренерский фактор? Вы работали с Семаком. Почувствовали, что он – тренер для чемпионской команды?
— Мне кажется, что Семак сколотил костяк, чтобы просто поддерживать атмосферу. А чему-то сильно обучать футболистов… Там и так профессионалы знают свое дело. Просто объяснил им, какой он видит футбол, какую стратегию и тактику. И самое главное, Семак держит баланс в команде, чтобы был позитив. Условно, те ребята, которые меньше играют, чтобы они работали все равно на тренировках.

Мне кажется, Семак сделал хороший коллектив. Из-за этого «Зениту» очень хорошо жилось последние 4 года. Они действительно были чемпионами. Если брать прошлый и позапрошлый годы, «Зенит» выделялся во всех компонентах.

Сергей Семак

— Семака порой критикуют, что он не занимается развитием молодых игроков. Вы согласны с такой точкой зрения?
— Не согласен. Даже когда я был в «Зените», очень много ребят тренировалось с главной командой. Понятно, что, если говорить про официальные игры, там делалась ставка на легионеров и на людей, которые сильнее объективно на данный момент, потому что у команды задачи. И нельзя сказать, что молодых не привлекали даже к официальным играм за «Зенит». Люди выходили.

— Хотел спросить по поводу Кубка России. В нынешнем розыгрыше этого турнира «СКА-Хабаровск» прошел трех соперников, прежде чем попал на команду РПЛ. Как вы считаете, нынешняя формула справедлива для команд из низших дивизионов?
— Как игрок «СКА-Хабаровск», отвечу, что, конечно, нет. Если брать наш путь, который мы преодолели, чтобы сыграть с командой РПЛ, конечно, это было очень тяжело. Сначала мы играли со вторыми лигами, потом обыграли команду первой лиги. Еще с нашей геолокацией из Хабаровска ехать до Таганрога, куда не летают самолеты. Ты летишь 8 часов, потом на автобусе и на поездах добираешься до Таганрога, на следующий день – игра. Это дорогого стоит. Мы понимали, что будет тяжело, но в любом случае сделали подарок и для города, и для самой команды, что прошли так далеко.

— Но вы были бы не против, если бы схему Кубка России все-таки поменяли?
— Скорее всего, да, было бы проще в том плане, что ты выигрываешь – проходишь дальше, проигрываешь – вылетаешь. Было бы все закономерно.

— А так получается, что нынешняя схема выгодна для клубов РПЛ?
— Ну, в основном да, потому что все же понимают, для чего это сделано. Чтобы было больше игр. Команды, которые проигрывают, все равно остаются в гонке и могут даже выиграть Кубок России. Есть право на ошибку.

— Когда вы, надеетесь, российские клубы вернут в еврокубки?
— Уже как-то эта тема отошла за такое время. Надеюсь, как можно скорее. Это в любом случае и престиж, и мотивация для другого поколения молодых футболистов играть в Европе, в еврокубках. Надеюсь, что скоро это все закончится, все будут мирно жить и так же спортом заниматься.

— У вас нет опасений, что все равно Россию еще долго будут не допускать? Из соображений безопасности, как нам сейчас говорят.
— Может быть, но, с другой стороны, если все это разрешится и УЕФА опять добавит Россию в список стран, участвующих в международных турнирах, то почему нет? Для меня спорт, как и для многих людей (спортсмены со мной согласятся), – это не какая-то политика. Это просто работа и все.

ФК СКА-Хабаровск
Томас Рукас
Эксклюзив
Автор
АВ
Антон Волков
Корреспондент службы эксклюзивных новостей «РБ Спорт»
Спортивный журналист с многолетним опытом работы в индустрии
Подписаться

Бонусы для вас

Сохрани РБ в избранное

Комментарии0

Похожие новости

Вратарь «Ростова» Ятимов устроил потасовку в матче с Афганистаном (ВИДЕО)
Читать 1 мин
Сборная России назвала состав на товарищеский матч
Сборная России назвала состав на товарищеский матч
Читать 1 мин
Эксклюзив
Президент «Урала» не исключил, что Шатов будет утвержден главным тренером клуба
Читать 2 мин
Гол Файзуллаева помог Узбекистану одержать победу в отборе к ЧМ-2026
Гол Файзуллаева помог Узбекистану одержать победу в отборе к ЧМ-2026
Читать 1 мин
Глушаков станет тренером молодежной команды «Химок»
Читать 1 мин
Эксклюзив
Колосков: У сборной России по футболу нет шансов на участие в ЧМ 2026 года в США
Колосков: У сборной России по футболу нет шансов на участие в ЧМ 2026 года в США
Читать 1 мин
Эксклюзив
Вячеслав Колосков: Даже не надо упоминать о победе сборной России над Сирией
Читать 1 мин
Эксклюзив
Бышовец: Участие России на ЧМ в США зависит не от ФИФА, а от геополитической обстановки в мире
Бышовец: Участие России на ЧМ в США зависит не от ФИФА, а от геополитической обстановки в мире
Читать 1 мин
Эксклюзив
Депутат Валуев — о недопуске России на ЧМ-2026: Удивлен, что это еще кого-то удивляет
Читать 1 мин
Эксклюзив
Анатолий Бышовец: Нет никаких сомнений в победе сборной России над Сирией, но результат не важен
Анатолий Бышовец: Нет никаких сомнений в победе сборной России над Сирией, но результат не важен
Читать 1 мин