Эксклюзив

Александр Дюков: Шансы сборной сыграть в отборе к ЧМ-2030 — высокие

Читать 15 мин
0

Президент РФС Александр Дюков после ежегодной конференции ответил на вопросы «РБ Спорт».

«Закрытая РПЛ — неправильный подход»

— После конференции на брифинге вы высказывались о новом формате ЧМ с 48 участниками. Как относитесь к идее расширения РПЛ или идее закрытой лиги?
Что касается закрытой лиги, то это неправильный подход. Он не распространен в футболе, его использует ограниченное количество лиг. В большинстве же лиг действует спортивный принцип. И мы тоже его придерживаемся. В России достаточно много клубов, и даже команды из небольших городов имеют мечту сыграть в РПЛ. Если мы перейдем на закрытую лигу, эта мечта никогда не реализуется. И это неправильно. Что касается увеличения количества клубов в РПЛ до 18, то, когда РПЛ увидит, что есть «подпорка» в лице экономически состоятельных и спортивно конкурентоспособных 6-8 клубов Первой лиги, то в этом случае можно будет обсуждать увеличение количества клубов в элитном дивизионе.

— Не считаете, что требования по лицензированию к клубам РПЛ чересчур жесткие, я имею в виду обязательное наличие стадиона минимум на 10 тысяч зрителей. «Эйбар» играл в чемпионате Испании с менее вместительной ареной.
Это не такое серьезное требование, оно вполне выполнимо. Это требование было выработано РПЛ, поддержано РФС.

— То есть, если РПЛ придет с предложением снизить минимальный порог вместимости, РФС это поддержит?
Помимо вместимости, есть другие требования, которые клубы должны выполнять. Можно, в принципе, и на пустыре проводить матчи. Но это неправильный путь. У болельщиков есть ожидания от матчей РПЛ как от высококачественного продукта — что стадион, поле, освещение поля, ТВ-трансляция будут соответствовать определенным стандартам.

Александр Дюков. Фото: © Михаил Шапаев / РФС
Александр Дюков. Фото: © Михаил Шапаев / РФС

— Представители ФИФА и УЕФА на Конференции говорили о трудных временах и болезненном моменте, имея в виду международный бан. Но ощущение, что, в отличие от прошлых конференций, в этот раз спикеры даже надежду не давали.
У меня такого впечатления не было. Надо всегда смотреть на то, кто выступает. С большим уважением отношусь к нашим сегодняшним гостям. Но если вспоминать предыдущие конференции и выступления там представителей ФИФА и УЕФА, то тогда это были чиновники более высокого ранга. Поэтому и полномочий для того, чтобы высказаться более определенно, они имели больше.

— Уровень гостей в этот раз связан с тем, что топы на чемпионате мира?
В том числе. Но нужно также учитывать, что наша конференция была отчетной, а не выборной.

— В конце 22-го года, с разницей в неделю, позиция по переходу в Азию поменялась коренным образом. Не считаете, что тогда была совершена ошибка, и мы зря не ушли в эту конфедерацию? В наших медиа Азия подавалась как захолустье, куда ни в коем случае не надо переходить.
Конечно, Азия не захолустье. Азиатский футбол динамично развивается. Но на тот момент у нас было одно условие для перехода, которое, к сожалению, выполнено не было. Говорю о том, что ФИФА не сняла запрет на выступление нашей сборной в официальных турнирах. Без разбана этот переход, по большому счету, нам бы ничего не дал.

«Переход в Азию без решения ФИФА о снятии бана не имеет смысла»

— Россия может сыграть в новом турнире ФИФА для футболистов до 15 лет. Но чем это отличается от решения исполкома УЕФА осени 23-го года, когда бан для юношей до 17 лет был снят, а УЕФА все равно не нашел технической реализации этого решения?
Уверен, что сейчас техническое решение будет найдено, в отличие от ситуации 23-го года.

— Вы допускаете, что в соперниках наших юношей в турнире ФИФА будут команды недружественных стран и играть они не откажутся?
Наши детские и юношеские команды уже участвуют в европейских турнирах. Они играют в том числе и против соперников из недружественных стран, и никаких проблем не возникает.

— Вы намекаете на «Родину» и «Спартак»?
И на другие клубы тоже.

— Вы участвовали в организации этих выездов?
Договариваются клубы. И тогда, когда нужна помощь, РФС ее оказывает.

— Вопрос о переходе в Азию закрыт, РФС ориентируется только на УЕФА?
На данный момент, пока не будет решения ФИФА о снятии соответствующего ограничения, этот переход просто не имеет смысла.

— Вы видите, что есть сигналы к тому, чтобы эти ограничения были сняты?
Думаю, что в ближайшее время мы увидим постепенное снятие бана со сборных разных возрастов.

— Вы увязываете эти решения с окончанием СВО?
Нет, не увязываю.

Александр Дюков. Фото: © Михаил Шапаев / РФС
Александр Дюков. Фото: © Михаил Шапаев / РФС

— Вы не баллотировались в исполком УЕФА, Россия потеряла это место. Не считаете, что это снижает наши лоббистские возможности по снятию бана?
Это никак не влияет на наши возможности. Все контакты, которые у меня были, сохранились. Я продолжаю общаться с представителями как УЕФА, так и ФИФА.

— За эти годы была ситуация, когда чиновники с Украины делали шаг навстречу, было ли какое-то взаимодействие с ними?
Нет, никаких взаимодействий с ними не было.

Посещаемость РПЛ

— На конференции вы говорили об ожиданиях от роста посещаемости — с нынешних цифр около 14 тысяч зрителей в среднем до почти 17. Этот скачок в РПЛ можно сделать за год?
Может быть, не за один сезон, а за два. Давайте посмотрим на темпы роста посещаемости — например, прошлого сезона в сравнении с предыдущим. Динамика хорошая.

— В РПЛ есть новая генерация молодых игроков, которые ярко заявили о себе в последние два сезона. Это так совпало, талантливое поколение, это результат проектов развития РФС?
Здесь нет какой-то серебряной пули. Наверное, это и сильное поколение, и результат работы футбольных школ и академий, которые воспитывали ребят. Но если говорить о соревновательной практике, она тоже очень важна, без нее нельзя прогрессировать. И ЮФЛ как раз дала возможность футболистам регулярно играть с сильными равными соперниками и этим внесла свой весомый вклад в формирование поколения.

Назначение Мирзояна первым вице-президентом РФС

— Первым вице-президентом РФС назначен Александр Мирзоян. Это ответственная позиция, этот чиновник может стать первым лицом федерации на определенное время. Почему выбран Мирзоян — не помню, чтобы он когда-либо занимал принципиальную позицию по вопросам. Далеко не самый принципиальный ветеран получил этот пост. Почему он?
Я его как раз считаю принципиальным ветераном. Это известный в прошлом футболист, игрок сборной. Это опытный функционер, который продолжительное время работает в РФС, он является членом исполкома, возглавляет Совет ветеранов, многое делает для поддержки ветеранов. Прекрасно понимает футбол.

— У РФС был один исполком за первое полугодие. По Уставу РФС надо провести как минимум четыре исполкома за год. У вас большая занятость в «Газпром нефти», насколько вам вообще интересна работа в РФС?
Кроме исполкома есть еще бюро исполкома — его заседания регулярно проводятся. Только с начала этого года проведено около 20 заседаний бюро. Что касается очных исполкомов, то до конца года мы проведем их пять. Что касается вопроса, интересна ли мне эта работа — да, интересна. И дополнительно мотивирует то, что видишь результаты. В том числе те, о которых Вы сами только что говорили – новое поколение молодых игроков, которые уже играют ключевую роль в РПЛ.

— На конференциях РФС в последние годы нет дискуссий, нет голосов против и даже воздержавшихся. Нет предложений от выступающих. Последнее было от делегата Евтушенко, который пожелал, чтобы вы отправляли делегатов в загранкомандировки.
Чтобы вам было не скучно, нужен балаган?

— Дискуссия — это не балаган.
Поверьте мне, я посещал множество подобных конференций, и это не место для дискуссий. Все дискуссии проводятся на специально созданных для этого площадках. Есть исполком, есть бюро исполкома, есть комитеты РФС, где дискуссии проходят регулярно.

— Вы довольны работой комитетов? Комитет по маркетингу не собирается около полутора лет.
Комитеты это экспертные площадки, которые должны помогать РФС. И в ФИФА, и в УЕФА комитеты по-разному активны. Все зависит в том числе и от сотрудников организаций. Если они сами активно генерируют идеи и в состоянии их реализовать, что может дать комитет? Комитет – это лишь поддерживающая площадка, которая в том случае, если администрация недорабатывает, активнее включается и придает дополнительный импульс работе.

Почему сборная не играет с соперниками из топ-20 рейтинга ФИФА

— Если брать ключевой проект РФС в эти годы, то это, на мой взгляд, возвращение на международный уровень. Кто главный ответственный, с кого спрашивать за результат?
С президента РФС и генерального секретаря.

— Получается, за пять лет задача не решена. За эти годы ваша риторика менялась, но задача не решена. Почему, на ваш взгляд?
В футболе ситуация более сложная, даже если сравнивать с другими игровыми командными видами спорта. Хотя и говорится, что спорт, в том числе и футбол, вне политики, футбол гораздо более сильно политизирован, чем любой другой вид спорта. Потому что это самая популярная игра на планете. Политики иногда не замечают какие-то командные виды спорта. Но за футболом они следят и оказывают определенное давление на руководителей своих национальных ассоциаций. И те вынуждены это учитывать при голосовании по вопросам, которые имеют отношение к России. У нас пока не получилось решить задачу, которую мы ставили перед собой, но не соглашусь с тем, что усилия не предпринимались. Мы пролоббировали решение о возвращении юношеских команд, это произошло еще в 23-м году. Решение было принято советом ФИФА и исполкомом УЕФА. И это решение остается в силе. Надеемся, что важный шаг по приглашению нашей сборной до 15 лет на чемпионат мира и фестиваль футбола ФИФА в Азербайджане позволит найти как техническое решение для возвращения на международные соревнования юношей до 17 лет, так и решение для возвращения всех наших сборных к официальным турнирам.

Сборная России по футболу. Фото: © Михаил Шапаев / РФС
Сборная России по футболу. Фото: © Михаил Шапаев / РФС

— Слышу риторику г-на Дегтярева, видно, что Минспорта идет по достаточно жесткому пути отстаивания интересов по возвращению России в международный спорт. Ощущение, что РФС идет по пути более мягкому.
Если помните, РФС был первой федерацией, которая обратилась в суд по этой проблематике. Ни одна федерация на тот момент не подавала иска в CAS, мы первыми прошли эту дорогу. Что касается той работы, которая проводится сегодня, мы ее согласовываем в том числе с Министерством спорта.

— РФС отчитался о матчах сборных за последние два года — 42 соперника. Национальная сборная за 4 года бана не играла с командами топ-20 рейтинга ФИФА. Есть мнение, что, по-простому, РФС не готов давать оверпрайс, например, за Бразилию или Аргентину. Какова ваша позиция?
Были предложения, но, как вы правильно сказали, они переоценены.

— Могли бы конкретизировать — предложения от кого и что такое переоценены в вашем понимании?
Не буду конкретизировать сборные и суммы. У РФС достаточно высокие доходы в последние годы. Но мы общественная организация. И эти деньги мы предпочли направить на развитие детско-юношеского футбола.

— Не рассматриваете вариант, что спонсор, какая-то корпорация даст средства на организацию матча с Бразилией?
Это обсуждалось, но мы не нашли тех спонсоров, которые были готовы взять на себя такие суммы.

— То есть, если я правильно понимаю, на сегодня организация такого матча — это только вопрос денег.
По большому счету, да.

Задачи Карпина, состав сборной

— Несколько лет назад сборную России приглашали на турнир в Азию, но тогда не поехали, потому что игроки бы лишались отпуска в летнюю паузу. Согласны с тем, что сборной действительно лучше играть, пусть и в неофициальных, но турнирах?
Я говорил уже, что лучше, конечно, участвовать в турнирах, чем проводить отдельные матчи.

— Что мешает?
Не было новых возможностей, кроме той, о которой вы сказали.

— Не рассматривали возможность проведения такого турнира в России?
Да, мы бы хотели провести такой турнир. Но есть сложности с календарем ФИФА, планами сборных. Но турнир мы будем пробовать организовать. Тем более, с учетом того, что окна ФИФА становятся более продолжительными.

— В докладе на конференции вы сказали о матче сборной в ретро-формате. Правильно понимаю, что речь идет именно об игре в осеннее окно на матчи сборных?
Да. Но не хотелось бы говорить раньше времени о подробностях.

Валерий Карпин. Фото: © Михаил Шапаев / РФС
Валерий Карпин. Фото: © Михаил Шапаев / РФС

— В сборной России есть ряд футболистов, которым или около 30, или чуть за 30. Какие цели перед Карпиным в плане комплектования — учитывая то, что при возвращении в отборы им будет или чуть за 30, или далеко за 30?
Это граждане России, это качественные футболисты. Играть за сборную это большая честь. Почему вы хотите лишить их права играть за сборную страны, если они этого достойны?

— Но тогда мы должны формулировать цель — в сборную вызываются лучшие футболисты, вне зависимости от их возраста.
Да. В сборную России должны приглашаться лучшие футболисты страны. Сборная должна играть для зрителей.

— Каковы наши шансы сыграть в отборе к ЧМ-2030?
Они очень даже высокие.

«У нас есть сильные тренеры, но сказать о наличии тренерской школы не могу»

— Матвей Сафонов успешен в «ПСЖ». В момент его трансфера были слухи о том, что ваша роль в этом переходе во многом ключевая. Так ли это?
Я бы не преувеличивал свое участие в этом трансфере.

— В чем заключалось ваше участие?
Не хотел бы говорить. Не я автор этого трансфера. Автор трансфера сам Матвей, который заслужил этот переход своей игрой.

— Не считаете, что Сафонов делает своей отличной игрой для возвращения российского футбола в официальные турниры больше, чем РФС?
Каждый делает свою работу. Матвей прекрасно делает свою работу.

30 мая 2026 года. Вратарь «ПСЖ» Матвей Сафонов после финала Лиги чемпионов с «Арсеналом». Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости
30 мая 2026 года. Вратарь «ПСЖ» Матвей Сафонов после финала Лиги чемпионов с «Арсеналом». Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

— Как строятся Ваши взаимоотношения с министром спорта?
Мы с ним постоянно на связи и регулярно встречаемся.

— Вы ранее мне говорили о том, что не видите российской тренерской школы. Не обидно вам, что в РПЛ стали приглашать средних иностранных специалистов, а наши тренеры не получают эти места?
По-прежнему считаю, что у нас есть качественные, сильные российские тренеры, но сказать о том, что у нас есть своя тренерская школа, со своим узнаваемым стилем, пока не могу. Но это долгий разговор. Что касается иностранцев, то они бывают разные. Есть те, кто многое дал нашему футболу — можно вспомнить Хиддинка, Адвоката, Спаллетти, Боаша, Карреру.

Кубок России: билеты на финал и будет ли меняться трофей

— По финалу Кубка России были огромные вопросы в плане реализации билетов — сайт партнера РФС несколько раз «ложился», люди с 6 утра сторожили билеты. Какие выводы сделал РФС?
Выводы уже сделаны, в том числе и Яндексом, нашим партнером. Сделаем все, чтобы не было повторения такой ситуации. Но эта ситуация говорит также и о высоком интересе как к турниру, так и конкретно к Суперфиналу.

— Планируете менять трофей, который раз за разом разбивается победителями?
Этот вопрос надо обсудить. Все-таки это традиция. Дизайн трофея исторический, это надо учитывать и ценить. Но мы этот вопрос точно обсудим.

Александр Дюков и Михаил Дегтярев с трофеем Кубка России. Фото: © Михаил Шапаев / РФС
Александр Дюков и Михаил Дегтярев с трофеем Кубка России. Фото: © Михаил Шапаев / РФС

Контракт Мажича продлен на год

— Есть ощущение, что Вы стали менее вовлечены в дела судейства. В том числе и потому, что экспертно-судейская комиссия потеряла приставку «при президенте РФС».
ЭСК это независимый орган. И ценен он тем, что независим. Там работают эксперты с опытом из разных стран. Их сложно заподозрить в предвзятости или лояльности какому-либо клубу. Я намеренно дистанцируюсь, чтобы даже не пытаться оказывать влияния на этот орган.

— На какой срок продлен контракт Милорада Мажича?
Контракт продлен на год.

— По моей информации, Ашот Хачатурянц был выдвинут Федерацией футбола Московской области в исполком РФС, но в списке на голосование на конференции его не оказалось. Почему?
К сожалению, выдвижение состоялось уже позже срока, который установлен регламентом. Неправильно идти на нарушение регламента. Но уверен, что это выдвижение состоится в следующем году.

— «Зенит» якобы ужался в тратах, большие проблемы у клубов низших лиг — снимаются с соревнований «Черноморец» и «Кубань». Согласны ли с тем, что денег в стране становится меньше, что отражается и на российском футболе?
Проблемы у отдельных клубов возникают время от времени. Так было всегда. Какой-то новой негативной тенденции на сегодня мы не видим.

СЕ
Понравилась статья?
Подпишись на автора, чтобы не пропустить новые публикации
Подписаться

Бонусы для вас

Сохрани РБ в избранное

Комментарии0

Похожие новости

Эксклюзив
Сегодня, 11:22
Читать 1 мин
Эксклюзив
Сегодня, 10:56
Читать 1 мин
Эксклюзив
Сегодня, 10:53
Читать 1 мин
Эксклюзив
Сегодня, 10:50
Читать 1 мин
Эксклюзив
Сегодня, 10:48
Читать 1 мин
Эксклюзив
Дюков назвал цели сборной России
Сегодня, 10:45
Читать 1 мин
Эксклюзив
Сегодня, 10:42
Читать 1 мин
Эксклюзив
Сегодня, 10:36
Читать 2 мин